О Латыголе из статьи «Белорусская военная газета»

«Взаимовыручка и доброжелательность спасли нас всех»

Исследовательская работа по изучению истории родного края увлекала еще моего отца Стефана Болеславовича. В свое время эстафету краеведа принял я.

Особое внимание, понятно, уделялось родной деревне Латыголь Вилейского района Минской области, ее жителям. Среди них немало удивительных личностей. Первым я бы назвал одного из авторитетных пастырей Белорусской православной церкви Виктора Васильевича Бекаревича. Его древний род был известен еще со средних веков. В документах Санкт-Петербургского архива, относящихся к 1640 году, сохранились данные о протоиерее Бекаревиче, далеком предке Виктора Васильевича, служившем в поместной церкви.

Детство

За прошедшие века родовые корни семейного древа разрослись, потянулись в разные стороны. Однако линия духовных пастырей среди потомков не прервалась и поныне. Так что семейные традиции этого рода очень давние и прочные. Почти все мальчики в нем посвящали себя служению Богу и людям. Эти славные традиции рода Бекаревичей предопределили и судьбу Виктора.

Сын сельского священника, он родился 24 ноября 1915 года в селе Великие Дольцы. Много памятных событий было в жизни Виктора. В детстве оставил глубокий след 1919 год. То красные придут, то белые. Устраивались на постой в селе, обед прямо на улице варили… Как-то красноармейцы даже конфет мальцу дали, в клуб пригласили. Долго потом он вспоминал эти конфеты и… красивую церковь в Долгинове.

А потом отца Василия перевели из Долгинова в Мильчу. Через год, после подписания мирного договора, рядом прошла государственная граница. Бекаревичи всей семьей оказались на территории Польши. Жили у самой границы. Дом был большой, но две-три комнаты в нем занимала таможня. Виктор слышал, как ночью ловили контрабандистов: крики, стук…

В Мильче пробыли приблизительно до 1928 года. Жилось трудно. Семья большая — пятеро детей. Как-то раз из Советского Союза пришло ценное письмо, а в нем — два «карбованца». А «карбованец» тогда сорок злотых стоил!.. А сорок злотых — это двадцать пудов хлеба. Так и помогали им родственники из-за границы.

Вскоре власти начали перепись населения. Пришли к отцу Василию, спросили, желает ли он польское гражданство принять. Местные, наученные горьким опытом, соглашались, а батюшка — отказался! Я, мол, подданный Святой Руси… Ох как сказалось это потом на детях…

Юность

Выбор Виктором жизненного пути, как уже отмечалось, был предопределен семейными традициями. Сначала народное училище, потом девять лет учебы в Виленской духовной семинарии… Завершил он образование на богословском факультете Варшавского университета.

Сентябрь 1936 года оказался для молодого священника особенно памятным. В то время Виктор стал выпускником семинарии, а его невеста Александра Владимировна Альбова — польской гимназии. Они венчались в Латыгольской церкви, где служил настоятелем отец Александры — Владимир Николаевич, 6 сентября 1936 года. 21 сентября того же года отец Виктор был рукоположен в сан дьякона, а через неделю — иерея. Тогда же его назначили настоятелем Ильинской Свято-Иосифской церкви, и он поступил на богословский факультет Варшавского университета.

Занимался стационарно, выкручивался как мог. Старался быстрее сдать несколько зачетов — и домой, в приход. Там ведь ждала его молодая жена… Преподаватели шли навстречу: на недельку-другую раньше отпускали на каникулы.

Но вскоре опять вмешались власти. Мол, кто не гражданин Польши, тот не имеет права быть настоятелем.

Все рушилось. Два года учебы в Варшаве пошли прахом — оттуда выгнали. Родился второй ребенок, пришлось потуже затянуть поясок. Приход в Илье отняли. В то же время и Василия Сафроновича, отца Виктора, вывели за штат…

Неизвестно, чем бы все это кончилось, но подоспел сентябрь 1939 года. Бекаревичи снова почувствовали себя людьми, а не гражданами второго сорта. Хотя и проблем хватало: отношение Советской власти к религии не назовешь теплым.

Служение

Василий Сафронович и Виктор Васильевич Бекаревичи снова стали служить в церкви. 11 января 1939 года сына старого священника назначили настоятелем в Свято-Николаевскую церковь в деревне Латыголь, там он прослужил 17 лет.

Во время Великой Отечественной войны отец Виктор делил все горести с прихожанами. Он чувствовал себя в ответе не только за собственных маленьких детей, жену, но и за 25 деревень, жители которых составляли его приход.

Не лишь молитвами помогал священник людям. Без стеснения шли прихожане в его дом: знали, что в помощи там никому не откажут, по-братски поделятся последним куском хлеба. Отца Виктора уважали не только за сан — и за искренность, доброту.

После освобождения тех мест Красной Армией он рассказывал: «Взаимовыручка и доброжелательность спасли нас всех, дали возможность выстоять в те страшные годы». Это не пустые слова, не пафосная риторика. Ведь как он мог бы без помощи и сочувствия односельчан почти год прятать двух военнопленных, бежавших из фашистских застенков в Молодечно? Назвавшиеся Колей Грачёвым и Володей Мурашовым, парни были рабочими-коммунистами из Тулы. Только через три месяца, когда убедились, что батюшка свой, по-настоящему партизанский (так звали отца Виктора в округе), они открылись ему полностью. Рискуя жизнью не только своей, но и домочадцев, тот лечил и выхаживал их, пока ребята не поправились. Благодаря Бекаревичу оба оказались в партизанском отряде.

Память Виктора Васильевича хранила много эпизодов военных лет. И хотя ему не довелось участвовать в боевых сражениях (еще в семинарии он присягнул служить до смерти вере), в нашу победу над фашизмом внес вклад и латыгольский батюшка.

Отец Виктор активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами, доставал медикаменты и передавал их в лес. Недаром в его военном билете рядом с пометкой «военному делу не обучен» соседствовала запись «…был связным партизанского отряда»…

Однажды, в 1944 году, приехал к священнику, преодолев две сотни километров от базы, комиссар партизанского отряда, чтобы выполнить последнюю волю Володи Мурашова. Умирая на руках комиссара, тульский паренек взял с того клятву, что он передаст латыгольскому батюшке: «Володя честно погиб за Родину».

Виктор Васильевич и матушка Александра Владимировна долго плакали тогда, вспоминая погибшего патриота, читали молитвы. Володя был очень добрым и удивительно работящим, честнейшим человеком…

В феврале 1944 года священник Виктор Бекаревич передал подпольным Молодечненскому РК КП(б)Б

и райкому комсомола 5.100 рублей. Штаб партизанского движения БССР 24 ноября 1944 года выдал отцу Виктору официальную справку о том, что он был связным партизанского отряда имени Григория Котовского.

Родина отметила заслуги протоиерея Виктора Бекаревича, наградив его орденом Отечественной войны II степени и двумя медалями.

11 апреля 1947 года патриарх Алексий вручил латыгольскому священнику наперсный крест. В 1952 году ко дню св. Пасхи отец Виктор был удостоен сана протоиерея.

Отец

и сын…

Налаживалась мирная жизнь. Подрастали в семье Бекаревичей дочери Ирина (родилась 06.06.1939), Ариадна (06.09.1940), Вера (16.09.1941) и сын Николай (19.05.1945). И тут пришло очередное испытание.

По взглядам отец Виктора Васильевича был монархистом. В 1948 году у Василия Сафроновича произвели обыск, нашли много церковной литературы, а еще дворянскую грамоту… Грозивший ему расстрел заменили на двадцать пять лет лагерей.

Первое время бывший священник сидел в Волковысской тюрьме. Оттуда и пришло письмо Виктору Бекаревичу: отец сообщал, что среди заключенных — шесть православных священников и три католических ксендза. Все они хотят причаститься и просят привезти им святое причастие. Эти люди жили в ожидании смерти.

Будущий протоиерей, получив в Минске разрешение на свидание, впервые ехал со святым причастием к родному отцу. Ждали его и другие священники… Тюремное начальство также не стало чинить препятствий отцу Виктору.

В то памятное свидание Василий Бекаревич признался сыну в том, что помилования просить не будет. Вскоре его выслали в Сибирь.

Отец Виктор вернулся в Латыголь. Но мысли об отце не покидали его.

Однажды Бекаревичу-младшему приснился странный сон. Будто пришел он в деревянный кинотеатр через боковую дверь, а там за столом, покрытым красным сукном, в президиуме сидят пять-шесть человек. В первом ряду зрительного зала тоже несколько человек разместились, и среди них его отец в белом подряснике. Виктор схватил своего отца — и вытащил из того кинотеатра…

Батюшка, когда проснулся, сразу сел за письмо к Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. И примерно через полгода, в 1953‑м, отца Виктора Васильевича выпустили.

О том времени на память у младшего Бекаревича остались копия дворянской грамоты да справка об амнистии — в ней сказано: смертная казнь священнику Василию Сафроновичу Бекаревичу, 1882 года рождения, уроженцу деревни Чеботовичи Дисненского района, была заменена 25 годами исправительных лагерей, затем за отсутствием вины он был полностью реабилитирован…

Не оставался протоиерей Виктор в стороне от забот своей паствы и после Победы. Вместе со всеми восстанавливал местное хозяйство, благоустраивал быт, думал о будущем детей. По ходатайству Бекаревича в деревне Латыголь вместо семилетки открыли школу-десятилетку. По тем временам это была всеобщая радость.

Пастырь

С 1951 по 1955 год отец Виктор был благочинным Вилейского округа, затем — настоятелем Свято-Аннинского храма в Столбцах и благочинным Столбцовского округа. В 1960 году его назначили настоятелем Свято-Александро-Невской церкви (при Военном кладбище) Минска и одновременно секретарем Минского епархиального управления.

В 1970 году по решению Священного Синода и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Бекаревич стал настоятелем Свято-Николаевского собора в столице Австрии Вене. Одновременно отец Виктор нес и административное послушание, будучи секретарем местного епархиального управления.

В Австрии ему доводилось встречаться с представителями эмиграции. Особенно интересной была ее первая, послереволюционная волна. Графиня Разумовская, князь Трубецкой, графиня Раевская, у которой братья были известными учеными, академиками… Хорошие отношения сложились у Бекаревича с католиками и протестантами, сотрудниками посольств. Даже десятилетия спустя он вел с ними переписку.

По возвращении в 1979 году на Родину отец Виктор продолжал настоятельское служение в Свято-Александро-Невском храме. В 1986 году по представлению митрополита Филарета за усердное служение Матери Церкви и полувековое священство его наградили Патриаршим Крестом, а в связи с 80‑летием со дня рождения — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

Посвятив всю сознательную жизнь служению Богу, отец Виктор особенно ярко проявил талант как пастырь душ человеческих. Где бы ему ни приходилось нести служение — в сельском приходе в Вилейском районе или в Минске, везде он искренне и самоотверженно исполнял священный долг. Трудно переоценить вклад отца Виктора в укрепление традиций благочестия и христианской нравственности, в возрождение, сохранение и приумножение духовного и культурного наследия белорусского народа.

Он стал человеком-легендой не только для своих бывших прихожан — для многих людей, лично знакомых с ним. Умер Виктор Васильевич Бекаревич в августе 2002 года.

Еще при жизни священника в краеведческом музее на его родине был собран богатый материал о судьбе и делах этого духовного подвижника. Режиссер Владимир Орлов по проекту телеканала ОНТ снял о нем документальный видеофильм «Батюшка»…

Виктор Бекаревич, 1947 г.

Свято-Николаевский храм в д. Латыголь до 1930 г.

Подполковник АЛЕКСАНДР ПЛАВИНСКИЙ

 

http://vsr.mil.by/2013/05/22/vzaimovyruchka-i-dobrozhelatelnost-spasli-nas-vsex/

(137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *